
Секс без добровольного согласия в Украине отныне является изнасилованием, что предусмотрено новыми изменениями в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Если подобное происходит в браке, то это является отягчающим обстоятельством при привлечении к ответственности. Другими словами, теперь всегда нужно согласие обоих партнеров.
Комментаторы нововведений в социальных сетях поделились на два основных лагеря: их безоговорочных сторонников и жестких критиков. Первые настаивают, что новый закон не слишком-то и меняет в понимании сексуального насилия. Он закрепляет самоочевидные вещи. Согласие была нужна всегда.
Критики убеждены, что общее определение добровольного согласия, как «результата свободного волеизъявления лица, с учетом сопутствующих обстоятельств», оставит широкое поле для манипуляций, клеветы, коррупции. В конце концов, они не понимать, где граница между недобровильнистю и, к примеру, кокетством.
Недостаток доверия к украинских правоохранителей и правосудия, а также коррупция в полиции и судах заставляют многих сомневаться в том, действительно ли новый закон будет работать в интересах жертв.
BBC News Украина уже писала о том, что такие нововведения в первую очередь является составляющей политики противодействия домашнему насилию. Это явление является комплексным, а секс без согласия — только одно из его проявлений.
Кроме того, большинство страхов и недоумений, которые вызывает закон, не имеют юридической основы.
Законодательство, по сути, закрепляет принцип равноправия мужчины и женщины в интимных отношениях.
«Шумиха в социальных сетях — это демонстрация страха мужчин, что от них забирают единоличную власть и контроль над таким важным процессом. Эти изменения в законодательство настаивают на том, что такую власть и контроль имеют и партнер, и партнерша», — замечает психолог общественного центра «Женские перспективы» Марта Чумало.
Ниже мы объясняем три ключевые аспекты законодательных норм и их возможного влияния на жизнь украинцев.
Добровольное согласие на секс, прописана отныне в законодательстве, не является кардинальной юридическим изменением, по мнению специалистов.
«Появление в законе термина «добровольное согласие» призвана разъяснить одним: «Если лицо не желает — оставь ее в покое!». А другим: «Если я не желаю — никто не имеет права меня заставлять», — отмечает Максим Магда, адвокат, специалист по противодействию домашнему насилию.
Это правило, по его мнению, подходит именно для случаев домашнего насилия, «когда и обидчик, и пострадавшее лицо не понимают, что секс без согласия — это изнасилование, а не супружеский долг».
«Кстати, так было и до 11 января, просто об этом мало кто говорил. Согласие может выражаться словесно или же будет молчаливой — это не имеет значения», — отмечает юрист.
Если, предположим, женщина подаст заявление в полиции об отсутствии добровольного согласия, а человек заявит, что все было взаимно и добровольно, нужны свидетели, документы, вещественные доказательства, чтобы доказать вину мужчины.
Де-факто так было и раньше, когда об изнасиловании шла речь, если применялась физическая сила, или же им угрожали, или же жертва находилась в беспомощном состоянии.
Новая квалификация изнасилования как «действий сексуального характера, связанных с проникновением в тело другого лица без добровольного согласия» может привести к тому, что полиции придется реагировать на большее количество случаев.
Впрочем, правоохранители будут лишь технически документировать каждый случай. Для того чтобы обидчика привлекли к ответственности в суде, нужны доказательства, причем очень серьезные. По старой квалификации этого преступления их было сложно собрать. Их и дальше будут собирать так же.
Если женщина не согласилась на секс, но он состоялся, то велика вероятность, что в отношении нее применили силу, ей угрожали, довели до беспомощного состояния.
«В преступлениях этой категории это очень непросто, ведь надо путем следственных действий, экспертиз доказать факт не только интимной связи между партнерами, но и отсутствия добровольного согласия. Это порой очень сложно сделать в случаях реального изнасилования, за что немало преступников уходят от ответственности. Сфабриковать такое дело, в зависимости от обстоятельств, либо крайне трудно, либо вообще нереально. Подбросить наркотики или похищенную вещь проще», — объясняет Максим Магда.
Интимные отношения в обмен, скажем, на дорогие подарки или обещание жениться не подпадает под определение нового закона, объясняют юристы.
В контексте проблемы клеветы и правоохранители, и правозащитники напоминают об уголовной ответственности: статья 384 о заведомо ложные показания.
Впрочем, все эти правовые нюансы демонстрируют пропасть между Facebook шутками и реалиями уголовных производств.
За изнасилование без отягчающих обстоятельств будут наказывать лишением свободы на срок от трех до пяти лет. За такое преступление в отношении одного из супругов, или бывших супругов, или кого-то, с кем человек находится в близких или семейных отношениях, предусмотрено лишение свободы сроком на пять-десять лет.
Оценивая каждую конкретную ситуацию, следователи должны будут учитывать сопутствующие обстоятельства. Особенно это важно, если в отношении жертвы не применяли физической силы, она не была в беспомощном состоянии, по версии следствия. То есть она не согласилась на интимные отношения, но и не сопротивлялась, ибо скорее всего просто не могла этого делать.
Это действительно может расширить перечень действий сексуального характера, за который будут привлечены к ответственности.
«Она может быть напугана, например, физическими данными преступника, количеством нападающих, ситуацией, в которой оказалась. Женщина, которая страдает от домашнего насилия, за беспомощность и уныние фактически терпит очередные изнасилования, не видя смысл в том, чтобы хоть как-то этому противодействовать», — описывает различные сопутствующие обстоятельства Максим Магда. Именно их и будет учитывать полиция.
Адвокат отмечает, что существуют специальные методики расследования дел, где жертва не сопротивлялась. При этом значение имеет, вовремя она сообщила о преступлении в полицию.
Новые положения о добровольном согласии критикуют за их всеобщность, поверхностность, декларативность. В условиях украинской коррупции — традиционно, что более общей является норма закона, тем больше возможностей она дает для злоупотреблений.
Впрочем, законодательные инновации дают надежду, что права женщин, а именно они в более 90% являются жертвами сексуального насилия, будут защищены лучше.
Следите за нами в Telegram! Мы ежедневно присылаем подборку лучших статей.
Comments