
Ежегодно в японском селе на севере префектуры Аомори поля превращаются в огромные 3D рисунки, которые создают с помощью разноцветных всходов риса.
С земли — это обычная рисовая плантация, которых много в сельской Японии. Нежные ростки дрожат от дыхания воздух, зеленый ковер простирается до горизонта — живописный, но вполне привычный пейзаж.
Но когда я поднялась на смотровую площадку и бросила долгий взгляд вокруг, кое-что начало вырисовываться. То, что поначалу казалось бледно-зеленым пятном с коричневыми вкраплениями, оказалось изображением Годзиллы, но такого размера, что объективом обычной фотокамеры его не охватить.
Картина поражала реалистичностью, казалось, что чудовище вот-вот встанет с поля и начнет крушить маленькие домики под своими ногами и пожирать их обитателей.
Ради этого удивительного искусства сотни тысяч людей ежегодно отправляются в маленького японского села Инакадате , что лежит на севере префектуры Аомори.
Картины на рисовых полях, или «танбо», создают, высаживая рисовые побеги по определенной схеме. Искусство берет свое начало с 1992 года, когда тогдашний мэр поручил своим сотрудникам придумать меры, чтобы привлечь туристов к малоизвестного городка.
Такатоси Асари из департамента туризма и планирования рассказывает, что «один из сотрудников мэрии увидел рисовое поле возле одной школы, на котором полосками высадили желтые, фиолетовые и зеленые ростки. Ему пришла в голову идея сделать рисовое поле с рисунком и текстом на нем».
Когда я спросил у своего гида Хироки Фекуси: «Почему именно рис?», он пояснил, что кроме рисовых плантаций в Инакадате больше ничего нет.
В этом маленьком далеком от цивилизации поселке, где проживает чуть больше восьми тысяч человек, рисоводство является основным родом деятельности. Рис здесь выращивают уже почти два тысячелетия. Официальным символом Инакадате является рисовая цветок, который также упоминают в гимне Инакадате.
В создании первой рисовой картины приняли участие почти 100 сельских жителей. Им удалось вырастить рисовое поле с весьма схематическим изображением горы Иваки, которая расположена неподалеку, и словами «Рисовая деревня Инакадате» на японском.
Зрителей, к сожалению, приехало очень мало. Понимая, что они должны создать нечто более выдающееся, крестьяне начали ежегодно увеличивать количество цветов на рисунке рисом и совершенствовать технику», — отмечает Асари.
Эскизы рисовых картин создает преподаватель рисования местной школы Ацуси Ямамото. Когда сельский совет решил изобразить на рисовом поле Мону Лизу, они обратились к Ямамото с просьбой помочь.
Шедевр да Винчи в рисовом исполнении встретили неоднозначно. Рисунке недоставало надлежащей перспективы, да и сама Джоконда кое-кому показалась толстой.
«Поначалу не все было просто, — признается Ямамото. — Но со временем пришел опыт, и теперь рисовые картины получаются именно такими, как планировалось».
Теперь процесс разработки эскизов начинается осенью сразу после сбора урожая и завершается в апреле, за месяц до посадки, объясняет мэр Инакадате Кой Сузуки.
«Темы картин выбирают на Совете по вопросам развития села. Мы стараемся угодить самым разнообразным вкусам», — говорит Сузуки.
Потом Ямамото делает эскиз рисунка, а специалисты по топографии с помощью компьютерной программы вычисляют правильную перспективу изображения, чтобы картина выглядела естественно со смотровых площадок.
Растения высаживают в конце весны на двух сельских плантациях. «Мы используем 12 сортов рисовых растений семи цветов. Сразу после засевания их трудно отличить, но когда появляются ростки, уже видно, что они разноцветные», — объясняет руководитель отдела туризма Масару Фукуси, который также ухаживает плантации.
Изображения начинают вырисовываться из грязи где-то в июне и достигают своей пышной красоты во второй половине лета. Именно в это время к Инакадате приезжает наибольшее число посетителей.
Если в 1990-ых туристов было совсем мало, то уже в прошлом году посмотреть на рисовые страны приехали более 340 тысяч человек. Сельскому совету пришлось построить железнодорожную станцию Art Station Tanbo и специальную обзорную башню.
В течение многих лет на рисовых полях сходили сцены из любимых фильмов, как «Звездные войны» или «Унесенные ветром», но в последнее время предпочтение отдают японским национальным мотивам.
2016 года, когда я посетила плантации, на них были изображены Годзилла и актеры из популярного телесериала «Санада Мару», посвященного истории самураев.
Какие картины вырастут на полях этого года, Сузуки не признался, но отметил, что это будет что-то из «Кодзики», старейшего литературного памятника Японии.
«Кодзики» и рис — разве это не квинтэссенция Японии?
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.
Comments